Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Учебная деятельность » Мои уроки

Доклад на РМО
27.07.2019, 22:27

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе:

советы учителям, ученикам и родителям

Как известно, в устном собеседовании четыре задания:

  1. Выразительное чтение прозаического текста.
  2. Пересказ с включением цитаты.
  3. Создание монолога по заданной теме.
  4. Участие в диалоге.

Что-то новое нас часто пугает. У многих коллег такая же реакция и на новую форму экзамена в виде устного собеседования. Кого-то пугает время на подготовку – от 1 до 2 минут, кому-то кажутся достаточно расплывчатыми критерии оценивания и сами формулировки заданий. Давайте разбираться.

Почему ученикам трудно рассуждать, вести диалог и читать вслух?

Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо. Слушание и говорение мы начинаем развивать еще до школы – в детском саду, затем переходим к чтению и письму. И думаю, что не ошибусь, эта деятельность – чтение и письмо – становится преобладающей вплоть до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, эссе, рассуждаем… В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Наверно, в этом и кроется боязнь учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения… Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у ученика при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических.

Учим говорить на актуальные темы и аргументировать

Тематика монологических высказываний, предлагаемых на итоговом собеседовании, разнообразна. Это все то, что близко и понятно современному школьнику: ценность семьи, друзей; рассуждение на социальные вопросы, технический прогресс и его последствия, ценность книги, проблемы современной культуры, моды и тому подобное. Важно, чтобы ученик мог продемонстрировать умение не только создавать монолог и участвовать в диалоге, но и отстаивать свою точку зрения, аргументированно размышлять.

Важно: эмоциональная реакция экзаменатора!

Не менее значима роль собеседника – экзаменатора. У него две задачи: регулировать время учащегося при подготовке и во время ответа. Вторая, на наш взгляд, более значимая: помочь учащемуся раскрыться при собеседовании, поддержать его, снизить чувство страха и неуверенности. Это требование в системе оценивания со стороны экзаменатора прописано как «эмоциональная реакция на действия ученика». Другими словами, экзаменатор должен обладать определенными навыками эмоционального интеллекта: уметь видеть эмоции ученика, контролировать свои эмоции, поддерживать рабочий продуктивный настрой, помочь выразиться юному собеседнику. В определенной степени, для экзаменатора это тоже определенный этап, направленный на умение продуктивно выстраивать беседу. С чего же начать, чтобы ученик чувствовал себя комфортно, уверенно и мог продемонстрировать необходимые умения как на обычном уроке, так и в формате устного собеседования экзаменатору?

Советы учителю

Вызывайте детей к доске

По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками (и не стоит этого бояться!). Именно через четкую и адекватную оценку он понимает, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.

Проводите дискуссии

Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

Анализируйте выступления

Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеоотрывки телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио- и телеведущих, использовать для самостоятельной работы материалы центральных газет и журналов. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.

Подавайте хороший пример

Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений, в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя – от историка до физика.

Организуйте конкурсы и занятия в кружках

Для того чтобы рационально использовать время на уроке, подобные задания, модели, алгоритмы работы, можно с успехом использовать на элективных дополнительных занятиях. Это поможет и учителю, и ученикам сосредоточиться на этих навыках и спокойно их отрабатывать, совершенствуясь.

Итогом такой работы может быть конкурс «Юных ораторов», который может быть создан как раз на материалах заданий устного собеседования: выразительное чтение тех или иных отрывков из публицистики (конкурс «Юный телерадиоведущий»), описание картин или фотографий (конкурс «Юный экскурсовод»), умение участвовать в диалоге (игра «Интересная встреча с …»). Уверен, что у каждого учителя есть целый банк методических наработок, направленных на реализацию и формирование навыков устной коммуникации.

Советы ученикам

  1. Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования.
  2. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы.
  3. Не бойтесь высказывать собственное мнение.
  4. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривать теле- и радионовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа.
  5. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.

Советы родителям

Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения.

Чаще задавайте вопросы: как ты провел свое учебный день? что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило? в чем ты чувствуешь себя более уверенным? какие задачи на завтра ты определил? как с ними готов справиться? что ты видел?

В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

 

Категория: Мои уроки | Добавил: sait
Просмотров: 482 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: