Главная » Файлы » Учебная деятельность » Мои уроки |
16.07.2013, 10:37 | |
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 10-классов (2012-2013 учебный год) Вариант 2 Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки: а) (В)ряд(ли) возможно (с,з)делать так что(бы) все жили хорошо. б) (Не, ни)обижайтесь на меня за(то) грубое слово сказа…ое мною вчера. в) Он пишет (не)красиво за(то) рисует очень хорошо. г) Относись к людям так(же) как хотел(бы) что(бы) они относились к тебе. Задание 2. Спишите, расставьте знаки препинания. Многие историки говорят что Бородинское сражение не выиграно французами потому что у Наполеона был насморк что ежели бы у него не было насморка распоряжения его до и во время сражения были бы ещё гениальнее и Россия бы погибла. Задание 3. Определите значение слов КОРЕННОЙ и КОРНЕВОЙ. Составьте с данными словами словосочетания. Задание 4. Расставьте ударение в словах: арахис, ассиметрия, баловать, банты, досуг, завидно, каталог, квартал, кухонный, мизерный. Задание 5. Просклоняйте письменно числительное: 637. Задание 6. В каком случае подчеркнутое слово является предлогом? а) Мы попали в течение реки. б) В течении реки произошли изменения. в) На счет завода поступили средства. г) В течение часа шел дождь. д) В следствии по делу обнаружились новые факты. Задание 7. Раскройте скобки, запишите предложения. 1.В углу в свёрнутом виде (лежать) плащ-палатка. 2.ФРГ (заключить) договор о примирении. 3.На самом берегу моря (раскинуться) Батуми. 4.Мать велела купить несколько (простыни). Задание 8. Определите род имён существительных: Шампунь, мышь, калоша, мозоль, туфля, прорубь, просека, вуаль, карусель, коленка. Задание 9. В каких из данных слов -ом является окончанием? Ничком, гастроном, столом, в красном, мимолётом, вдесятером, напролом, притом, бом, лбом. Задание 10. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены. 1) восемь яблоков 3) более слабый 2) пара сапогов 4) ягоды стали слаже Задание 11. Подберите существительное к прилагательному призЫвный: 1) Клич 2) пункт 3) возраст 4) плакат Задание 12. Подберите русские синонимы (слово или словосочетание) к словам иноязычного происхождения. Альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр. Задание 13. Объясните значения фразеологизмов со словом рука. Приведите примеры их употребления в контексте. Горит в руках; ударить по рукам. Задание 14. Отредактируйте текст, заменив навязчиво повторяющиеся слова синонимами. Я смотрела интересный фильм. В нём играли интересные артисты. Я бы хотела рассказать о самых интересных эпизодах. Задание 15. Представлен ряд слов. Три слова в ряду можно объединить по какому-то языковому признаку. Назовите его и определите лишнее слово. Взгляд, взлом, взнос, взор. Задание 16. Значение какого слова определено неверно? а) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ- осуществляемый группой лиц. б)ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки. в) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщать. г) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создаёт удобства. Задание 17. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ ? 1. СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека. 2. Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту. 3. СЫТЫЙ голодного не разумеет. 4. СЫТОЕ брюхо к ученью глухо. Задание 18. Определите средства выразительности. 1. Шутила зрелость, пела юность. 2. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. 3. Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна. 4. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив. а) оксюморон; б) гипербола; в) олицетворение; г) эпитеты, олицетворение. Задание 19. Выберите одно из двух слов, данных в скобках, и запишите словосочетания: • (длинный, длительный) наблюдения • (крокодилий, крокодиловый) чемодан • (невежа, невежда) в музыке • (предоставить, представить) к награде • (сочинительный, сочинительский) талант Задание 20. В предложении допущена: а) орфографическая ошибка; б) пунктуационная ошибка; в) речевая ошибка; г) нет ошибок. Желание разделить судьбу мужа, как бы горька она ни была, заставило жён декабристов отказаться от превелегий и последовать за ними в Сибирь. Задание 21. В каких словах количество звуков больше, чем букв? Страстное, бьющаяся, подстричь, июльский, маячить. Задание 22. Прочитайте текст и выполните задания. (1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А "косая сажень”, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.(7) В жизни как раз не всё совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. (А. Гербер) 1. К какому стилю и типу речи относится текст? 2. Какой частью речи является слово то (предложение 8)? 3. Назовите способ образования слова ближайшем (предложение 9). 4. Из предложения 1 выпишите словосочетание(я) со связью управление. 5. Сколько частей в предложении 9? Задание 23. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка? Свой ответ проиллюстрируйте примерами. Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет. Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой... Горе нам, бедным, теряющим речь, увы; Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму; Учатся сторожевые рычать по-английски львы; Битва при Гастингсе в школе Полтавскую битву сменит. | |
Просмотров: 2135 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |